ModernWeb
Предложить новость
10000 максимум символов

Внук Василия Лакоба - одного из организаторов и руководителей национально-освободительного отряда "Киараз", председатель Народной партии Абхазии Якуб Лакоба уже который год работает над книгой про своего деда, являющегося национальным героем Абхазии.

"Киараз" - революционно-крестьянская дружина, организованная в конце 1917 года в Абхазии по инициативе и под руководством Нестора Лакоба.

Сейчас идёт немаловажный этап работы по сбору и обработке необходимой исторической информации, и в первую очередь, с обращением за фактическими материалами к родственникам и потомкам Василия Лакоба, с личностью которого связаны поворотные этапы в судьбе абхазского народа. Об этом и многом другом в интервью Дмитрию Статейнову рассказал Якуб Лкоба.

Дмитрий Статейнов: Якуб Васильевич расскажите о работе над книгой о своём прадеде Василии Лакоба. Что в неё войдёт? Воспоминания, документы, фото?

Якуб Лакоба: Уважаемый Дмитрий, Василий Лакоба является мне не прадедом, а дедом. А прадедом был известная не только в Бзыбской Абхазии (слывший одним из бзыбских пророков), но и в Абжуйской Абхазии и на Северном Кавказе личность – Дмитрий Халылович Лакоба. Следует сказать, что сама идея создания книги принадлежала не мне. Материально-техническая и финансовая моя несостоятельность не позволяла мне даже думать об этом.

Эта идея принадлежала уникальному человеку, колоссальной работоспособности, потомку дворянских родов, достойной гражданке Великой России, образцовой гражданке Республики Абхазия, искренне любящей Апсны и её историю, живущей и работающей на два дома (московский и сухумский), кандидату политических наук, заслуженному педагогу РФ, члену политсовета Народной Партии Абхазии Давыдовой-Мартыновой Елене Игоревне. И мне не сразу, но пришлось «сдаться» перед её напором. Но основная нагрузка, так уж сложилось, выпала на её долю редактора книги. Инициатива оказалась «наказуема». А до того собирался писать о нём книгу, много в разное время публиковавший о Василии, один из патриархов абхазской исторической науки академик Арвелод Эрастович Куправа, но по состоянию его здоровья, к сожалению, это стало невозможным. А войдут в книгу и воспоминания, и документы, и статьи (или выдержки из них), художественные произведения о нём абхазских писателей и поэтов на абхазском и в переводе на русский языках и, конечно же, фотографии и мои подтекстовки и комментарии к ним. 

Кроме книги, также с большой задержкой начата работа над созданием часового фильма известным сценаристом, потомственным патриотом, зам. министра по репатриации Джамбулом Инджгия. И, что особенно ценно, начата она по его инициативе. Но на всё это средств не хватило. Если на книгу о Василии они были - таки выделены (хотя и сугубо только на её издание, не считая расходы на командировки и поиск недостающих или утраченных материалов, набор, картриджи, бумагу, сканирование текстов, фото и т.д.), то на фильм о нём было выделено чуть больше половины необходимого по представленной Дж. Инджгия в Кабинет Министров и утверждённой (!) калькуляции. И то благодаря вмешательству Президента Р.Хаджимба. 4

Д.С.: Будет ли в книге новая информация, какие-то доселе неизвестные факты?

Я.Л.: Да, в книге будут неизвестные или малоизвестные факты. Хотя многое утрачено безвозвратно, навсегда. Достаточно сказать, к примеру, о бабинной магнитофонной ленте, на которую известным и опытным теле и радио-журналистом Беллой Кур-оглы тридцать два года тому назад к девяностолетию Василия были записаны воспоминания более тридцати (!) человек, живших в разных регионах, городах и сёлах Абхазии (киаразовцы, личный водитель Василия Николай Щербаков, многие другие). Эта кассета – результат большой трудоёмкой высокопрофессиональной работы, по просьбе известной первой абхазской поэтессы Нелли Тарба перед самой войной была передана ей, так как она собиралась писать поэму о Василии, о котором с детства очень много слышала и хотела нарастить о нём материал. И написав предполагаемую поэму об этой знаменитости, она, по её же словам, как бы выполнила бы долг и перед своим достойным отцом, также уничтоженным в 37-м и которого поэтому она не помнила. Но случилась война и кассета была утеряна, о чём и она очень переживала.

Д.С.: Вы как-то рассказывали, что немаловажным этапом работы по сбору и обработке необходимой исторической информации связано с обращением за фактическими материалами к родственникам и потомкам Василия Дмитриевича. Можете рассказать подробнее о чем идёт речь?

Я.Л.: Собирается всё, буквально по каждому слову, случаю, фото, иначе говоря, по крупицам. К примеру, старшая внучка самого младшего брата Василия Виктора Асида Лакоба недавно передала мне ценное фото нашего с ней прадеда Дмитрия во время посещения им своего сына Василия с семьей в Сухуме. Обнаружила она его у потомков другого брата Василия, также, как и он сам расстрелянного в 1937 г., Лекура Лакоба – известного охотника и наездника, бригадира созданного в с.Лыхны колхоза. Хотя давно считалось, что кроме одного фото, на котором Лекур с дочерью Василия Зиной (Кукушей) в младенчестве на руках, других его фото главы семьи и двух других фото Дмитрия не осталось. Вот такая вот заинтересованность в поиске. Хорошо, что ещё в юношестве и молодые годы, я успел порасспрашивать остававшихся тогда в живых старших родственников (одного из младших братьев Василия Ивана и единственную у пятерых братьев младшую сестру Дарикуа) и др. информированных, знавших его людей, в том числе старейшин разных сёл практически всех регионов Абхазии, а также Аджарии (Иону Таниа, Лео Голандзия, Михаила Шалашникова, Тамела Чанидзе, Гришу Кучуберия, Платона и Муджьу Кикориа, Мохаммеда Ванилиши, Куну и Ясона Гыцба, Хакибея Хонелия, Георгия Дзидзария, Чанту Чолокуа, Мурата Ахба, Михаила Мохова, Тышькуа Ацдәы, Григория Ашхаруа, Джыра Чукбар, Валентину Арсалиа и др.) и даже киаразовцев (Давида и Георгия Агрба, Темыра Ванача, Джемала Боджгуа, Гайка Кереселян, Дзуку Габлая и др.). Сегодня старшим из его прямых потомков являюсь я. Старших родственников осталось очень мало, а мои племянники мало чем могут в этом деле помочь, хотя и стараются все они по мере сил и возможностей.

Д.С.: Насколько сегодня актуальна история и герои того времени?

Я.Л: Актуальна хотя бы потому, что любая история учит, а такая как их история - тем более. А то, что удалось сотворить с ними тогдашним палачам абхазского народа, явилось одной из аккумулирующих важных составляющих протеста последующих поколений. Протеста, вылившегося в массовый героизм нашего народа во время недавней войны. А на фоне очень важного, неоднократно публично высказанного, в т.ч., апробированного на научно-практических конференциях, давнишнего ещё довоенного (более тридцатилетней давности) и неоспоримого, а потому так до сих пор никем не опровергнутого моего вывода о том, что «ещё неизвестно кто у кого учился, грузинский нацизм у германского или наоборот» или вывода о полном единстве теории и практики грузинского нацизма, тема этой истории и героев того времени тем более актуализируется. 6

Ведь очевидно, что грузинская нацисткая доктрина возникла задолго до пивного путча в Мюнхене и создания «Майн Кампфа». Разница между последним и грузинской версией этой человеконенавистнической идеологии в том, что если «Майн Кампф» сосредоточен в одном литературном источнике, то грузинский её вариант рассредоточен в разных по авторам и хронологически источниках. И если «Майн Кампф» был создан и издан в 1928 году, то грузинский вариант в своих основных параметрах был создан ещё на рубеже конца 19-го и 20-го веков (то есть на четверть века раньше). Но при этом в последующие многие десятилетия продолжал и всё ещё продолжает безнаказанно развиваться. Ну, прямо как и марксистское «вечно развивающееся учение». С той лишь разницей, что марксизм создавался титанами человеческой философской мысли, и вообще знаний, интеллекта, то грузинское это убогое псевдоучение создавалось и развивалось среднестатистическими обывателями, или с воспалённым, повреждённым, деформированным, развращённым сознанием одержимыми недоумками, обделёнными многими общечеловеческими качествами индивидумами (министр обороны Грузии Г.Каркарашвили, каталикос Грузии Илья, тот же депутат грузинского парламента Ираклий Бобохидзе), или по заключению великого учёного психиатра, академика В.М.Бехтерева попросту параноиками (И.Сталин).

И разве не вписывается в эти абсолютно справедливые выводы и в тему грузинского нацизма в качестве одной из многочисленнейших ярких иллюстраций совсем недавний, 20-го июня с.г.скандал в парламенте Грузии? Очевидность такой актуализации налицо. Другой вопрос, что эта тема, к сожалению, мало тиражируется. Но не НПО же этим будут заниматься. Уверен, Вы из тех, кто не путает их с НПА. А ведь пока не будут вскрыты и разоблачены корни этой опасной чудовищной идеологии, проблематично говорить о её выкорчёвывании. Тем более, что в условиях ещё большей взаимосвязанности и взаимозависимости современного мира это дело не только на сегодня всё ещё остающегося больным грузинского общества и того же В.Путина (в своё время справедливо и твёрдо заявивишего, что вероломная агрессия Грузии против Республики Южная Осетия 7 августа 2008 года по многим основаниям, признакам и масштабам последствий, в том числе международных, равнозначна зловещей дате 22 июня 1941 г.), но и нас с Вами. Тем более, что мы в Абхазии как никто другие даже географически ближе к эпицентру зарождения теоретических основ грузинского нацизма и практике его реализации, а потому можем и должны больше знать и уметь поведать об этом миру, открыть ему глаза, просветить его в этих вопросах. Тем более, что если германский народ давно твёрдо и бесповоротно отказался от своих вчерашних нацистких кумиров, позорной нацистской идеологии и практики её претворения в жизнь, то большая часть и сегодняшнего грузинского общества и поныне всё ещё продолжает до сих пор, похоже, безнадёжно неизлечимо болеть страшным, прежде всего для самого этого общества, недугом нацизма. 

Вот Вы чуть ли не первый, который поставили передо мной вопрос в такой редакции и тем самым в хорошем смысле «спровоцировали» меня отвечать на него. И за что я Вам признателен. Конечно, Василий в числе многих сотен и тысяч репрессированных лучших сынов и дочерей Абхазии был сполна отмщён силой оружия народа Абхазии в Отечественной войне 1992-1993 гг.  Ршьа руит идууны аҧсуаҵас. Его супруга Шьамина Кехир-пха первой из всех женщин Абхазии была арестована сталинско-бериевскими палачами и расстреляна в 37-м вместе с пожилой матерью Нестора Лакоба Шьахусной Джергения.

Кстати, имея ввиду специфику массовых репрессий в Абхазии, степень плотности «Большого Террора» в ней, малоизвестность, во всяком случае недостаточная известность даже в России этой специфики, не говоря уже о других республиках бывшего СССР и стран дальнего зарубежья, а также то, что в бытность президентом РФ Медведева Д. А. одной патронируемой им важной околоправительственной структурой не только с его согласия, но с его прямой подачи абсолютно справедливо было заявлено о необходимости и важности «более глубокой дестанализации не только в России, но на всём постсоветском пространстве», представляется весьма оправданной высокопрофессиональная экранизация этих материалов в виде многочастного телесериала. Включая в качестве серии или отдельного фильма, по выражению Генпрокурора СССР, главного обвинителя главарей германского рейха, вермахта и германского нацизма на знаменитом историческом Нюрнбергском процессе Романа Руденко и Фазиля Искандера о «женщине величайшего Духа, величайшей женщине не только Абхазии, но всей России – Сарие Лакоба».

Д.С: На Ваш взгляд есть ли сегодня в Абхазии герои такого склада силы духа и ума как Василий и Нестор Лакоба?

Я.В.: Конечно, эти люди были редкими, по своему несравнимыми самородками. И их, как и многих их верных соратников (Сарию, Василия и Захара Агрба, Самсона Чанба, Николая Акиртава, Баграта Зантария, Михаила Чалмаз, Вианора Анчабадзе-Ачба, Ивана и Константина Семерджиевых, Хаджарата Джикирба, Григория Делба, Михаила Гарцкия, Мекти Амичба, Анатолия Вардания и многих других) даже мёртвыми страшатся не только открытые и скрытые враги и недоброжелатели абхазского народа, но и всякого рода и мастей коррупционеры и предатели. Не случайно до самого последнего времени не продвигался вопрос восстановления музея-квартиры Нестора Лакоба. Почему? Не хотели дать повод для сравнения. Потому, что сравнение это было бы явно не в их пользу. 

5

Правда, в последние годы отношение стало меняться. Лёд тронулся. И за что, пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность прежде всего высшему руководству страны в лице Рауля Хаджимба. А из сегодняшних героев такого склада силы духа и ума я назвал бы Владислава Ардзынба, Юрия Воронова, Альберта Тополян, Мушьни Хварцкия, Эдуарда Жьыба, Артура Чатанава. Но почти все они героически погибли. Учитывая неимоверно сложные условия работы, опасную международную и очень непростую внутриполитическую обстановку с её коварными лабиринтами и пропастями, справедливым будет назвать Рауля Хаджимба с его колоссальной, можно сказать, сверхчеловеческой выдержкой. Который скромно, не бья себя в грудь, но твёрдо держится давно избранного народом, тернистого, но единственно правильного курса. Не сомневаюсь в том, что есть в нашем народе и другие сродни Нестору и Василию Лакоба герои. Не может не быть. Просто они себя ещё не проявили из скромности или ещё каких обстоятельств.

Д.С.: Как считаете, если бы Василия Лакоба не расстреляли в 1937 году, как могла бы сложиться его судьба в дальнейшем?

"Нет прощения режиму, в котором мы жили так много лет". Антонина Пирожкова, талантливая, мудрая и отважная вдова знаменитого Исаака Бабеля.

Я.Л.: Главный биограф Василия, корифей абхазской исторической науки проф. Дзидзария Г.А. (и не только) считали, что не будь он загружен работой в Абхазии, которой было невпроворот, и был бы направлен на учёбу в Военную Академию в Москве, то этот прирождённый полководческий талант вполне мог вырасти в маршала. Ну, а ежели по большому счёту, его, засевшая в Кремле под вывеской извращённой ими же советской власти и пустившая корни по всему СССР (помните показательное в этом смысле высказывание Фазиля Искандер «и власть в стране всё более становилась индурской»?) сталинско-бериевская нацистская банда палачей не расстрелять Василия просто не могла. Уж слишком большой в их нацистско-фашистском горле костью оказалась маленькая Абхазия с такими её представителями и лидерами, как Нестор, Василий и др. Тем более, что на самом деле, уж слишком много неслучайных фактов и признаков, давших мне полное основание делать правомерные вышеназванные выводы и утверждения о грузинском нацизме. Я уж не говорю о знаменитых в этом плане и смысле, с неожиданной стороны дополнительно подтверждающих эти и другие мои наблюдения и выводы, гениальных высказываниях крупнейшего на планете специалиста по философии права, в частности, по философии права Георга Гегеля, политических и правовых учений и доктрин, автора всколыхнувших умы либертарной концепции права, действительного члена РАН Нерсесянц Владика Сумбатовича в опубликованных его дневниковых записях «Военная тайна Сталина».

Я родился через 12 лет после массовых репрессий, можно сказать в предреабилитационный период. И когда реабилитация началась (а Василий был реабилитирован одним из первых), в Гудаутах, а затем в Сухуме (куда въезд, прописка и жительство после реабилитации нам были разрешены) на моих глазах происходили начавшиеся многочисленные посещения с поздравлениями моей с братом мамы нашими родственниками, близкими, остававшимися тогда ещё в живых киаразовцами, друзьями Василия, подругами мамы. Их было на самом деле очень много. Много было слёз. Видимо уже тогда если не предрешался, то во всяком случае закладывался вопрос моей будущей специальности. Быть мне юристом, как через 10 лет твёрдо решил я, или музыкантом, врачём, как хотела того моя мама.

В связи с Вашим нестандартным и вполне правомерным вопросом, расскажу такой случай. Я в свои 5-6 лет, оказавшись под впечатлением вышеназванных посещений, буквально пытал её вопросами. Например, кого она любила больше всех из расстрелянных - своего папу, маму или младшего единственного брата. На что она твёрдо и неуклонно отвечала, что всех любила одинаково. Были у меня к ней и другие вопросы: "Если бы от тебя зависело кого бы из них одного оставить в живых, как бы ты поступила?" - "Ну, что ты сыночек, такого выбора не могло быть, кто бы меня спрашивал". - "И всё-таки", настаивал я. Наконец, мама сдалась и у неё вырвалось: "Конечно Тенгизку". Это значит её брата. Тут-то я, "уличив" её в неправде, заявляю: "Вот видишь мама, а ты говорила, что всех любила их одинаково". "Нет, сыночек, я таки любила всех их действительно одинаково. Но Тенгиз ведь был совсем маленьким, несовершеннолетним, жизнь его была ещё впереди, он ничего в жизни своей увидеть не успел".

Д.С.: Когда планируется выход книги?

Я.Л.: Точно трудно загадывать. Работа идёт в сложных во многих отношениях (и всё таже внутренняя не простая социально-политическая обстановка и искусственно создаваемая перманентная напряжённость внутри страны, и тяжелейшая материально-техническая база, точнее её практическое отсутствие) условиях. Но то, что книга будет – однозначно.

 

 

Оцените материал
(1 Голосовать)
Прочитано 644 раз Последнее изменение июль 02, 2019

Немного о нас

Информационный ресурс «Apsny LIFE»
Основные направления: туризм, социальная сфера, отдых, развитие инфраструктуры, иностранный бизнес, инвестиционные проекты, российско-абхазские отношения, городская жизнь, экспертные мнения, площадка для разного рода мнений и дискуссий.
© Газета «АПСНЫ ЛАЙФ» зарегистрирована в Министерстве Юстиции Республики Абхазия 08 августа 2016 года. Регистрационный № 95. Приказ № 12 – ОБ.

Последние комментарии

Top